Литургия преждеосвященных даров представляет собой особого рода литургию, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике.

История возникновения

Литургия Григория Двоеслова, так еще ее называют, восходит к апостольским временам. В те давние времена папа римский Великий Григорий I Двоеслов восстановил широкое употребление этой литургии в Римской и других западных церквах.

Иерусалимский патриарх Досифей II в XVII веке писал ,что преждеосвященная литургия была принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова. Несмотря на это в некоторых богослужебных рукописях с XVI века составление этой литургии приписывается святителю папе римскому Григорию Двоеслову.

Утверждена литургия была Шестым Вселенским Собором 52 правилом. Было решено проводить ее в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Современная практика

В последнее время в Православной Церкви эта литургия служится:

- в среду и пятницу Святой Четыредесятницы;

- в полиелейные;

- храмовые праздники;

- в четверг 5-й седмицы Великого поста;

- с понедельника по среду Страстной Седмицы.

Также возможна вечерняя служба в церкви в канун праздника Благовещения.

Литургию преждеосвященных даров вплоть до 1930 года в Киево-Печерской Лавре совершали ежедневно в седмичные дни Великого поста.

Эта литургия по своей сути является вечерней церковной службой, на которой происходит торжественное причащение. Именно поэтому первая часть литургии практически не отличается от вечерни, а вторая схожа с литургией верных «полной литургии», но без евхаристического канона.