В начале стоит отметить, что различные пути приближения к духовной жизни, перечисленные у Коберле, заслуживают дополнительного внимания, чтобы еще отчетливее охарактеризовать позицию лютеран.

1.Итак, человек, следующий по моралистическому пути, стремится заслужить благорасположение Божие или благополучную жизнь через нравственное совершенство. Он всегда старается во всем и всегда поступать правильно, держа себя под контролем лишь силою воли и чистою совестью. Конечно, желание достичь праведности похвально, но отнюдь не усилиями человеческими.

2.Многеи считают, что морализм и составляет суть Христианства. Принято думать, что люди идут в рай, а плохие отправляются в ад. Христиане – это люди, ведущие высоконравственный образ жизни, избегая греха и делая добрые дела. Довольно часто такие представления принимают форму незначительных повседневных решений – воздержание от алкоголя, курения и других мелких пристрастий, но иногда выражаются в посвящении себя высочайшим идеалам, попытках исправить недостатки общества путем политических и социальных преобразований.

3.Стоит отметить, что некоторые разновидности Христианства действительно тяготеют к морализму. Несомненно, нравственные учения присущи большинству мировых религий. Например, в исламе существуют строгие нравственные правила для мельчайших нюансов повседневной жизни, включая употребляемую пищу, семейную жизнь и политику правительства. Даже далекие от религии люди зачастую встают на путь морализма.

4.Довольно часто морализм наталкивается на непреодолимые препятствия и противоречия. Часто сами попытки нравственного самосовершенствования приводят к безнравственным действиям. Строгие моральные устои приводят нас к ненависти, насилию и вызывают чувство превосходства над другими. Кроме того, внутренняя мотивация зачастую сводит на нет наши благие поступки.

5.Увлечения извращенной человеческой воли и сокровеннейшие сердечные желания неизменно встают на пути самых лучших нравственных намерений. У моралистов часто возникает искушение тщетно скрывать свои чувства под маской лжи и логических обоснований. Вот почему морализм нередко сопровождается лицемерием – показной внешней праведностью, скрывающей происходящее внутри.