В Европе XVI века не только лютеране были критически настроены по отношению к Римской церкви, ее руководящей роли и богословской доктрине. Появлялись и другие протестующие, они соглашались с тем, что Католическая церковь во многом отошла от изначальных принципов, но в ряде многих важных вопросов, например, касаемо мессы или причастия, их мнения расходились. Потому Лютер и его последователи стремились подчеркнуть отличие своих идей от принципов других протестантов, дистанцироваться от них, несмотря на то, что признавали свое духовное единство даже с теми, с кем они не соглашались, но кого, тем не менее, считали истинными христианами.

Примерно с 1580 г. по 1675 г. в лютеранской церкви началось возрождение схоластики: церковь считалась учебным заведением, теологи активно боролись с противоположными взглядами и стремились точно сформулировать свои религиозные истины. К концу XVII в. сложился иной духовный климат: предпочтение отдавалось религии сердца, а не религии разума, а основной заботой верующих стало культивирование личного благочестия.

С 1850 г. до 1914 г. шло переосмысление исторических корней христианства и, в частности, протестантизма. Сторонники нового критического подхода – представители либеральной теологии – некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувств, считали теперь несостоятельными. В этот период возникла так называемая диалектическая теология – неоортодоксия, как ее чаще называют в Новом Свете.