Учение Лютера подрывало основу средневековой Церкви. Несмотря на то, что Лютер стал своеобразным реформатором Церкви, исторически значимым персонажем, он хотел лишь восстановить понимание Евангелия в его изначальном, апостольском толковании. Суть одного из основных постулатов Лютера в том, что спасение души – это не публичный процесс, а тайна, происходящая между человеком и Богом через единственного Посредника – Христа. Спасение совершается через благодатную тайну веры и не является достижением религиозной организации.

Лютер восставал против механического магизма Католической церкви, объявляющей спасение заслугой церкви, утверждающей зависимость спасения грешников от множества ритуалов и инструкций. Понятие «Церковь» рассматривается Лютером как собрание уже спасенных, уже оправданных Богом людей, поскольку где звучат Евангельские истины, совершается Евхаристия и другие таинства – там и Церковь. Собираться в Церковь люди могут только свободно, ибо спасенные существуют только в духовной свободе, обращение же неверующих может произойти только через проповедь, поэтому и в их отношении какие-либо принудительные меры (включая ритуалы и догматы) совершенно бесполезны.

Роль духовенства Лютер видел лишь в наставлении христиан на путь истинный в духе смирения. Задача служителей заключалась в том, чтобы способствовать осознанию человеком его полной зависимости от Бога в деле спасения своей души. И конечно, немаловажное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от Церкви.